+38 (044) 227-87-74   +38 (066) 475-57-03
+38 (067) 233-34-88   +38 (093) 911-93-18

Компания "СИАТА"
Медицинская Техника и Оборудование

БОС-biofeedback

БОС (биологическая обратная связь – biofeedback) – медицинское направление для выработки навыков самоуправления своим организмом, а именно: стрессоустойчивости, устранение бессонницы, расстройств внимания, половых расстройств, страхов, фобий, навязчивых мыслей, гиперактивности у детей, заикания, нервных тиков.

Теоретические основы биоуправления

Центры с БОС-терапией

Статьи и заметки по Биологической Обратной Связи

Оборудование:

Биологическая Обратная Связь (БОС) или BIOFEEDBACK – метод прямого обучения центральной и/или вегетативной нервной систем с целью нормализации их деятельности.

Нейробиоуправление (neurofeedback) – направление, в рамках которого осуществляется модификация различных параметров ЭЭГ головного мозга, таких как амплитуды, мощности, когерентности и т.д. основных ритмов электроэнцефалограммы;

Биоуправление (biofeedback) – направление, в рамках которого изменениям подвергаются следующие показатели – частота сердечных сокращений (ЧСС), температура, кожно – гальваническая реакция (КГР), параметры дыхания, электромиограмма – т.е. показатели вегетативной активации.

За используемыми сегодня БОС-протоколами и процедурами стоят фундаментальные исследования и открытия в области нейробиологии, психологии, психофизиологии, поведенческой терапии, физиологии. БОС-тренинг – это не только метод, но и концептуальный подход к регуляции функций и состояний организма человека. Методы биологической обратной связи – это процедуры, которые позволяют с минимальной временной задержкой информировать человека о состоянии его телесных функций, за счет чего возникает возможность их сознательной регуляции.Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию, в обычных условиях не воспринимаемую.

Программно-аппаратные БОС-комплексы

  • Лечение психосоматической патологии и невротических расстройств – температурно-миографический тренинг.
  • Реабилитация и лечение аддиктивных расстройств (алкоголизм, наркомания и др.), депрессии – электроэнцефалографическое биоуправление (альфа-тета-тренинг).
  • Профилактика и лечение синдрома дефицита внимания и сопутствующей патологии – электроэнцефалографический бета-стимулирующий тренинг.
  • Профилактика и лечение нарушений зрительных функций – электроэнцефалографический (альфа) тренинг.
  • Лечение и реабилитация последствий нарушения мозгового кровообращения и других видов двигательной патологии – многоканальный миографический тренинг с подключением каналов ЭЭГ.
  • Диагностика психофизиологического состояния: проведение психологических тестов, тестов непрерывной деятельности (continuous performance test), стресс-тестов под контролем ритмов ЭЭГ, ЭМГ интегральной, температуры, кардиоритмограммы, частоты дыхания, кожно-гальванической реакции.

Показаниями для назначения температурно-миографического биоуправления могут быть такие хронические заболевания как

  • Гипертоническая болезнь 1-2 ст.
  • Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.
  • Синдром Рейно.
  • Мигрень.
  • Головная боль напряжения.
  • Депрессии непсихотического уровня.
  • Панические расстройства.
  • Хронические болевые синдромы (тригеминальный, радикулярный).
  • Ночной и дневной энурез.
  • Бронхиальная астма.
  • Предменструальный синдром.
  • Состояния, связанные с измененным мышечным тонусом ( остеохондроз, парезы, параличи).

Показаниями для альфа-тета тренинга являются

  • Аддиктивные расстройства
    - Наркомания 1-2 стадии;
    - Алкоголизм 1-2 стадии;
    - Психогенное переедание;
    - Аддиктивное поведение (сексуальные аддикции, работоголизм, злоупотребление виртуальной реальностью, избыточное потребление информации, материальных ценностей, рекламных материалов, аддиктивное антисоциальное поведение).
  • Депрессивные нарушения непсихотического уровня.
  • Дистимические расстройства.

Противопоказания

  • Абсолютные: наличие эндогенного психического заболевания в анамнезе.
  • Относительные: снижение интеллекта, третья стадия алкогольной и наркотической зависимости.

В процессе альфа-тета тренинга пациент обучается воздействовать на центральные структуры головного мозга, ответственные за возникновение зависимости. При этом происходит нормализация продукции эндорфинов (эндогенных опиатов).

Показаниями для проведения бета-тренинга являются

  • Специфические расстройства развития:
    - Нарушение развития способности к арифметическому счету.
    - Расстройства развития экспрессивного письма.
    - Расстройство развития способности к чтению.
  • Расстройства в виде деструктивного поведения:
    - Гиперактивность с дефицитом внимания, изолированный синдром дефицита внимания.
    - Расстройство поведения в виде вызывающей оппозиции.
    - Расстройство поведения ( одиночный агрессивный тип, группой тип, недифферинцированный тип).

Противопоказаний нет. Однако, можно выделить группу пациентов с заведомо низкой эффективностью метода ( около 25 %). Среди этой группы можно выделить следующие причины: наличие серьезных побочных эффектов, таких как, гастроинтестинальные нарушения, проблемы с мочеиспусканием, судорожнвя активность, головные боли, тики; а также неприемлимые аффективные нарушения.

Игровое биоуправление используется для профилактики стресса для детей и взрослых, при подготовке спортсменов к выступлениям, в комплексной терапии психосоматических расстройств, для повышения стрессоустойчивости в чрезвычайных ситуациях. Приобретенные навыки саморегуляции можно использовать в реальных стрессовых ситуациях, невозможно утратить или забыть.

Показания для использования «Бослаб-лого» при комплексном лечении функциональных расстройств речи:

  • логоневрозы;
  • алалия;
  • афазия;
  • дизартрия и дислалия;
  • дисграфия и дислексия;
  • ринолалия и ринофония;
  • нарушения темпа речи;
  • речевая тревога;
  • расстройства речи у детей с нарушением слуха и зрения;
  • функциональные дисфонии.

Результатом применения технологии биоуправления является

  • организация фонационного дыхания;
  • формирование навыков четкой артикуляции и произнесения;
  • формирование интонационной выразительности речи;
  • стабилизация темпа ритма речи;
  • преодоление логофобии.